Как оценивать работы по мощению
Финальный этап укладки брусчатки или тротуарной плитки — проверка качества работы. Даже если вы пригласили надежную бригаду рабочих, все равно нужно убедиться, что работа выполнена на должном уровне и отсутствуют, как минимум, очевидные ошибки и проблемы. Максимально полно о том, как проверять качество работ по укладке тротуарного покрытия, рассказано в своде правиле «Мощение с применением бетонных вибропрессованных изделий. Правила проектирования, строительства и эксплуатации». В статье СТО 46505580-002-2020 обьясняется — на что нужно обратить внимание при приемке работ по мощению, а какие вопросы могут стать предметом дискуссии с исполнителем.
Нормативы при мощении тротуарной плиткой
Согласно своду правил, в ходе приемки работ по укладке тротуарной плитки обращают внимание на следующие параметры:
— Отметки высот должны соответствовать проектным, допустимое отклонение +/- 20 мм.
— Ровность получившегося тротуарного покрытия. Нужно проверять разность высот у соседних элементов с ровной поверхностью — допустимая погрешность +/- 2 мм, если у материала поверхность рельефная, допускается погрешность 5 мм. Также проверяют разность высот около желобов — возможна погрешность 3-10 мм, а также вблизи встраиваемых элементов и прилегающих покрытий — допустимая погрешность 3-5 мм.
— Расположение осей и границ мощения. Здесь возможно отклонение +/- 20 мм.
— Ширину шва. Допустимая величина шва зависит от вида материала — камни это или плиты, и от его толщины. Если это камень толщиной до 12 см, то шов должен быть 3-5 мм, если камень толще 12 см, то шов должен быть не менее 5-8 мм. По плитам аналогично — если толщина до 12 см, то шов 3-5 мм, если толще 12 см — то шов 5-10 мм. Швы должны быть заполнены на всю высоту. Для их заполнения применяют мелкие пески.
— Бортовые камни (Бордюры) . Проверяют прямолинейность линии камня на участке длиной 3 м, а также разность высот расположенных рядом бортовых камней.
— Толщину подстилающего слоя мощения в уплотненном состоянии. Здесь также все зависит от вида материала и его толщины. Если это камень толщиной до 12 см, то слой должен быть 30-50 мм, если толще 12 см — 40-60 мм. Для плит аналогично.
— Продольный уклон желобов и их плоскостность, которую проверяют с помощью четырехметровой рейки.
Важно проконтролировать организацию дренажа и поверхностного водоотвода — уровень покрытия должен быть выше бортовых камней или устройств для сбора воды на 3-10 мм. Это помогает обеспечить естественный сток воды. Покрытие должно иметь общий уклон не меньше 2,5% в сторону устройств для приема воды. Уклон определяют не реже, чем на каждые 10 метров покрытия. На поверхности не должно быть углублений, в которых может накапливаться вода. Чтобы определить ровность покрытия используют 2-х или 4-х метровой рейкой — измеряют просветы, которые находятся между собой на расстоянии не менее 0,5 метра.
В местах примыкания тротуарного покрытия к канализационным люкам, водосборным лоткам плитка должна подрезаться в соответствии с правилами подрезки: не должно быть острых углов, наименьшая сторона отрезанного камня не должна быть меньше ⅓ его размера, у плит наименьшая длина отрезанного элемента должна быть вдвое больше его толщины. Для устройства примыканий лучше использовать мелкие элементы мощения, желательно в форме трапеции или небольших квадратов.
При подготовке основания очень важно качественное уплотнение слоев — для этого применяют специальную технику: виброплиты, вибротрамбовку, легкие дорожные катки. Толщина уплотняемого слоя должна быть не менее 15 см и пройтись по нему должны не менее 4-10 раз, порядок прохода — от края к центру.

Ненормируемые показатели при приемке работ по мощению
Безусловно, в первую очередь мы обращаем внимание на внешний вид тротуарного покрытия и визуальные дефекты. При оценке видимого качества покрытия обращают внимание на:
— Сколы кромок у элементов мощения. Они могут появиться при неправильной транспортировке или укладке, но в целом они не влияют на качество покрытия. Это именно визуальный дефект.
— Разные цвет и структуру поверхности элементов. При производстве тротуарная плитка может отличаться по своему цвету и структуре поверхности в разных поддонах. Чтобы эта разница не была сильно заметна, нужно смешивать плитку и брать элементы из разных 3-5 поддонов, сделать предварительную раскладку.
— Наличие высолов. Их удаляют специальными средствами, но спустя 1-2 года они могут исчезнуть сами под влиянием внешних факторов.
— Период высыхания материала. Разные виды плитки могут высыхать с разной скоростью и неравномерно. Это не является дефектом.
— Повреждение поверхности материала для мощения при его усадке.
— Появление луж на поверхности мощения. Причина кроется в неровной поверхности и ее незначительным уклоном. В любом случае, лужи — это всегда дефект. В местах их появления будет вымываться материал для заполнения швов, а зимой появится лед.
— Ровность швов. Оси швов должны быть прямыми, но специального допустимого отклонения не существует. Часто ориентируются на значение +/- 2 мм, но нужно учитывать общую длину покрытия. Если длина до 10 метров, отклонение будет сильно заметно, если больше 100 метров — это сильно влияет на визуальное восприятие покрытия.

Как избежать проблем
Перед началом работ по мощению лучше сразу обговорить все детали и критерии оценки, оценить качество тротуарного покрытия и проводить промежуточный контроль уже во время работ — на этапе подготовки основания и непосредственной укладки тротуарной плитки. Это поможет избежать конфликтных ситуаций и лишних трат, поможет вовремя заметить проблемы и устранить их. Более подробную информацию вы можете узнать у специалистов компании Gried